Главная → Статьи → Что же купил «Михалыч»?

Что же купил «Михалыч»?

Автор: Медведев Илья

Такая картинка: зима, морозный вечерок, небольшой пустырь, усыпанный искрящимся снегом, в тишине стрекочут зимние птицы, медленно падают снежинки, тая на боках прокопченного ЕК-18. Среди разрытой земли, из-под стыков бетонных перекрытий переливаясь в лучах заходящего солнца, мощно шипя, поднимается похожий на гейзер фонтан горячей воды. От расположившейся неподалеку компании нехотя поднимается сизый дымок.

— Вот Михалыч, ну что за человек такой, что ж купил опять такое?

Ах да, забыл, — на рукояти, поблескивая, свежей краской, висит бесполезным куском металлолома герой сегодняшнего рассказа не в силах справиться с бетонной преградой.

Для пущего понимания проблемы добавим замерзающий микрорайон, пару детских садиков, больницу, пожарную часть и префектуру. А теперь перенесемся на секунду на рабочее место «Михалыча», и послушаем его переговоры с администрацией, и фирмой где он купил гидромолот...

Да, лучше нам этого не слышать. Так что же произошло? Ведь знакомый нам «Михалыч» советовался с друзьями, как человек разумный выбрал не самое дешевое предложение на рынке, долго ходил по складу, выбирал... Может вовсе не покупать отечественные изделия? Оно может и так, но кто даст гарантию, что иностранный гидромолот не подведет? К тому же иномарка есть иномарка — и запчасти под заказ и сервис еще поискать, а отечественный — вот он, простой, ремонт без проблем пусть даже и своими силами, да и детали в любом киоске купить можно. В общем, подумать есть о чем.

Недавно кто-то спросил меня — ну хорошо, а что ты можешь сказать о МГ-300? Неужели время гидромолотов отечественного производства прошло, и теперь нам придется кормить китайцев? Ну что ж у меня есть что рассказать.

Неоспоримо то, что конструкция гидромолота МГ-300 в достаточной мере продумана с позиции простоты производства, ремонта и обслуживания. Это вполне объяснимо тем, что во времена централизованного планирования у страны находилось достаточно денег на исследования, разработку, испытание различных конструкторских решений и доводку. Однако не будем забывать, что разработки велись более 30-ти лет назад и с той поры не исправлены некоторые «детские болезни», вносящие неудобства в эксплуатации и ремонте.

Начнем, пожалуй, с вопроса, что вы имеете ввиду, произнося «гидромолот МГ-300»? Дело в том, что, не считая откровенно гаражных мастерских, эти молотки выпускали и выпускают несколько достаточно серьёзных заводов. И различаются они как по нюансам внешнего вида, так и по характеристикам и особенностям эксплуатации. Казалось бы, избежать проблем просто, купи на заводе и дело в шляпе, но большое неповоротливое производство не любит нововведений, переоснащения, изменения конструкции. Проще выпускать из года в год одно и тоже, не обращая ни на что внимание. Да и политика государства в сфере машиностроения не внушает оптимизма. От этого страдают в первую очередь покупатели, ведь они вынуждены оплачивать изменение цен на материалы, используемые при производстве, энергоресурсы, большой административный аппарат, наконец. Вспомним хотя бы замечательные российские автозаводы.

На уровне гаражных переделок частенько встречаются и переделки из предшественника, гидромолота СП-71А, а также всевозможные вариации на тему капитального ремонта МГ-300.

И вот тут возникает вопрос, на чем остановить свой выбор? Как отличить работоспособное оборудование от хлама? Ответ мой будет такой — надо просто внимательно посмотреть. Давайте сделаем это вместе.

Первое на что обратим внимание — табличка. Она несет информацию о времени выпуска гидромолота серийный номер и тд. Клейма давно ушли в небытие, и набивка ведется методом электрогравировки.

Помимо таблички на корпусе укрепляются предупреждающие и информирующие наклейки. Теперь проверим наличие пломбы на трех болтах, что стягивают внутренности гидромолота, да пошатаем их хотя бы рукой, закручены ли? Все в порядке?

Переходим к окраске — наверное, не стоит покупать изделие покрашенное кисточкой, валиком и тп. Послевоенные годы, слава богу, уже миновали, и покраске теперь уделяется куда больше внимания.

Теперь, обратим внимание на распределитель гидромолота. Царапины на коллекторе и переливной трубе ясное дело исключаются. Если помимо штуцеров напора и слива на нем присутствует штуцер для связи с пневмокамерой гидромолота, знайте — перед вами, скорее всего устаревшая модель, имеющая пневматический привод плунжера распределителя. Конструкторская мысль конечно оригинальная, но создающая определенные неудобства. Частенько при работе особенно в зимний период, гуляющий туда сюда атмосферный воздух, нагреваясь, выделяет много влаги, которая, скапливаясь в шланге и распределителе, вызывает коррозию деталей, а после ночной стоянки замерзает, что провоцирует отказ гидромолота. Такие случаи нередко случаются в практике ремонта МГ-300 и во избежание проблем конструкторы фирмы отказались от использования гидропневматической схемы переключения в пользу гидравлической. Также чтобы не допустить подмешивания холодного воздуха из линии постоянной подкачки, возможна установка пневмовентиля в верхнюю крышку гидромолота.

Существует и такой вариант распределителя: штуцеров на нем нет совсем, а напор и слив подсоединяются по бокам корпуса гидромолота через фланцевые соединения. Я как человек много раз видевший, что находится внутри этого технического курьеза, скажу следующее. Ежели вы имеете желание, как следует разобраться в гидродинамике, поведать сложные формулы взаимосвязи площадей, проходных сечений, гидравлических и пневматических давлений, узнать добро и зло, любовь и ненависть, найти тайну философского камня, у меня нет причин останавливать вас от покупки. Остальным скажу — о положительных результатах, сколько ни — будь долгой и надежной работы данных гидромолотов мне неизвестно.

Осматривая корпус гидромолота, обратите внимание на кожухи, в которых прячутся стяжные шпильки. Если гидромолот разбирался, торцы кожухов могут быть смяты. Природа этого явления такая. Обычно после долгого лежания через не закрытые отверстия и штуцера внутрь корпуса попадает вода. Далее коррозия делает свое черное дело, и все попытки разобрать молоток европейскими способами заканчиваются неудачей. Тут на сцену выходят методы азиатские. Гидромолот с демонтированными подвеской, буксой и крышкой, подвешивают как барашка за боёк, и лупят кувалдой по тем самым кожухам. Результат сего действия непредсказуем как для гидромолота, так и для рабочего, но это не мешает методе иметь место быть и пользоваться популярностью. Кстати кожухи сделаны именно для защиты шпилек и если молот работал то на них, скорее всего, видны вмятины и царапины. Можно конечно царапины заварить и зашкурить, но следы сварки и шлифовки тоже видны. Для справки на современном производстве такие детали проходят через дробеметную установку.

В нижней части трубы корпуса расположено отверстие для выхода воздуха из под бойка — заглянем внутрь. Ничего не видно? Это хорошо — значит боёк убран и зафиксирован гидравликой в верхнем положении. В таком виде у него меньше шансов подвергнутся коррозии. Для этих же целей отверстие глушиться пластиковой заглушкой. Переключаем внимание на буксу. Литье на ней конечно грубое, но торцы и нижняя часть обработаны на токарном станке, что позволяет разглядеть возможные следы износа.

Клинья наплавляются или людьми неразумными, ведь от местного нагрева при сварке происходит отпуск закаленного металла, или с целью маскировки износа инструмента. Еще хорошо бы вытащить инструмент вперед до упора и осмотреть его квадратную часть. Коли инструмент старый там обязательно остались продольные бороздки от сухарей. Менять заднюю втулку достаточно проблематично, а диагностика простая — покачайте инструмент, при износе задней втулки он будет двигаться даже со свежими сухарями.

Листы подвески вырезаются машиной плазменной резки, поэтому грани их имеют ровную гладкую поверхность, не требующую дальнейшей обработки. Сварочные операции выполняются полуавтоматом в среде инертных газов вследствие чего качество швов подвесного адаптера должно быть на высоте. Порой при работе щеки гнутся так, что это видно невооруженным глазом. Неплохо бы поискать на фланцах подвески трещины — они появляются там при интенсивной работе.

Вот, пожалуй, и все нюансы внешнего вида, но ведь основная то часть внутри, не так ли. Не разбирать же гидромолот чтобы осмотреть и померить все детали?

В таком случае выход такой — остановить свой выбор на продукции современного не стоящего на месте постоянно развивающегося предприятия. Фирма Традиция-К в достаточной степени открыта для покупателей. Мы не делаем тайны из нашего производства. На нашем сайте можно ознакомиться с основными технологическими операциями по созданию гидромолотов. Задать интересующие вас вопросы о возможностях навески, ремонта, особенностях эксплуатации, перспективах развития конструкции.

Завершая свой рассказ, скажу, что буду рад, если мой скромный опыт поможет кому-то сделать правильный выбор и не сделать ошибки, совершая покупку.